ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 мая 2009 г. № 673

О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2012 г. № 626 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.07.2012, 5/35942) <C21200626>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 августа 2013 г. № 718 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.08.2013, 5/37685) <C21300718>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2014 г. № 335 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.04.2014, 5/38700) <C21400335>

 

В соответствии со статьями 23, 24 и 26 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов;

Положение о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов;

Положение о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем;

перечень базовых государственных информационных ресурсов.

2. Определить, что в 2009 году финансирование работ по государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем осуществляется за счет средств республиканского бюджета, выделяемых Министерству связи и информатизации на научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

3. Республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам:

3.1. в трехмесячный срок:

согласовать с Министерством связи и информатизации состав, учитываемые информационные объекты, перечень используемых идентификаторов государственных информационных ресурсов, владельцами которых они являются;

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации;

3.2. в шестимесячный срок направить в Министерство связи и информатизации заявки на регистрацию государственных информационных систем, введенных в действие до вступления в силу настоящего постановления.

4. Министерству финансов ежегодно предусматривать при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год средства Министерству связи и информатизации для финансирования работ по государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем.

5. Министерству связи и информатизации в шестимесячный срок:

утвердить перечень государственных информационных ресурсов;

принять необходимые меры для создания Государственного регистра информационных систем и определить организацию, ответственную за его формирование и ведение;

обеспечивать доведение до заинтересованных сведений об информационных системах, включенных в Государственный регистр информационных систем;

принять иные меры по реализации настоящего постановления.

6. Признать утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению.

7. Настоящее постановление вступает в силу с 27 мая 2009 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

26.05.2009 № 673

ПОЛОЖЕНИЕ
о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется состав государственных информационных ресурсов, порядок их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов субъектами информационных отношений, направленные на обеспечение информационной совместимости государственных информационных ресурсов и применение унифицированных способов доступа пользователей к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.

Действие настоящего Положения не распространяется на взаимодействие субъектов информационных отношений, касающееся распространения и (или) предоставления сведений, составляющих государственные секреты, и пользования такими сведениями.

2. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552) (далее – Закон), а также следующие термины и их определения:

интеграция государственных информационных ресурсов – организация взаимосвязи государственных информационных ресурсов путем использования единых идентификаторов информационных объектов;

информационное взаимодействие – обмен информацией между информационными системами, информационными ресурсами субъектов информационных отношений;

информационный объект – описание субъекта (субъектов) и (или) объекта (объектов) информационных отношений в государственных информационных ресурсах исходя из назначения государственных информационных ресурсов;

идентификатор – уникальные данные, обеспечивающие поиск определенной информации в государственных информационных ресурсах и интеграцию государственных информационных ресурсов, значение которых единственно возможным способом характеризует (идентифицирует) каждый информационный объект;

общегосударственная автоматизированная информационная система (далее – ОАИС) – единая государственная информационная система, обеспечивающая интеграцию государственных информационных ресурсов, информационное взаимодействие и доступ в установленном порядке субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в них;

пользование документированной информацией из государственных информационных ресурсов – доступ пользователей к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, с целью ее получения, распространения и (или) предоставления, в том числе через информационных посредников.

ГЛАВА 2
СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

3. По структуре государственные информационные ресурсы подразделяются на:

базовые;

республиканские;

региональные (территориальные).

4. Базовыми государственными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, предназначенные для общего использования всеми субъектами информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий и (или) прав.

5. Критерием отнесения государственного информационного ресурса к базовым в соответствии с его назначением является его исключительное право первоначального описания и идентификации информационного объекта с использованием базового идентификатора.

Структура базового идентификатора и порядок его присвоения определяются владельцем базового государственного информационного ресурса, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

6. Республиканскими государственными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, создаваемые республиканскими органами государственного управления – владельцами республиканских государственных информационных ресурсов при реализации ими своих полномочий.

Такие государственные информационные ресурсы формируются с использованием базовых идентификаторов и идентифицируемой ими информации из базовых государственных информационных ресурсов.

7. Республиканские государственные информационные ресурсы могут содержать и идентифицировать с использованием республиканских идентификаторов информационные объекты, первоначально возникающие в них, если они не относятся к базовым или иным республиканским государственным информационным ресурсам.

Структура республиканского идентификатора, порядок его присвоения, а также порядок расширения состава и внесения изменений в республиканский государственный информационный ресурс определяются его владельцем, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

8. В состав республиканских государственных информационных ресурсов входят государственные информационные ресурсы:

из состава государственных кадастров, регистров, реестров, классификаторов;

обладающие информацией о нормативных правовых актах;

содержащие социальную и финансово-экономическую информацию (статистика, здравоохранение, демография, образование, сельское хозяйство, инвестиции и инновации, культура, информация о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, другие государственные информационные ресурсы профессиональной или тематической направленности).

9. Региональными (территориальными) государственными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, создаваемые местными исполнительными и распорядительными органами – владельцами региональных (территориальных) государственных информационных ресурсов при реализации ими своих полномочий.

Такие государственные информационные ресурсы формируются с использованием базовых и республиканских идентификаторов и идентифицируемой ими информации из базовых и республиканских государственных информационных ресурсов.

10. Региональные (территориальные) государственные информационные ресурсы могут содержать и идентифицировать с использованием региональных (территориальных) идентификаторов информационные объекты, первоначально возникающие в них, если они не относятся к базовым или республиканским государственным информационным ресурсам.

Структура регионального (территориального) идентификатора, порядок его присвоения, а также порядок расширения состава и внесения изменений в региональный (территориальный) государственный информационный ресурс определяются его владельцем, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

11. В состав региональных (территориальных) государственных информационных ресурсов входят государственные информационные ресурсы, содержащие социальную, финансово-экономическую и иную информацию, необходимую для осуществления государственного управления на уровне административно-территориальных единиц.

Региональные (территориальные) государственные информационные ресурсы в соответствии с областью их действия могут являться источниками первичного учета и идентификации информационных объектов базовых и (или) республиканских государственных информационных ресурсов.

12. Информационное взаимодействие государственных информационных ресурсов с негосударственными информационными ресурсами строится на принципах соблюдения единой идентификации информационных объектов государственных информационных ресурсов, а также унифицированных форматов обмена данными.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

13. Координация работ по формированию государственных информационных ресурсов осуществляется Министерством связи и информатизации.

14. Порядок формирования государственных информационных ресурсов характеризуется и определяется перечнем информационных и (или) электронных услуг, оказываемых с использованием информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, а также составом:

информационных объектов государственных информационных ресурсов в соответствии с областью их действия;

соответствующих идентификаторов информационных объектов;

субъектов информационных отношений – поставщиков документированной информации для размещения в государственных информационных ресурсах;

взаимодействующих государственных информационных ресурсов.

15. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется на основе документированной информации, создаваемой, обрабатываемой и накапливаемой в процессе:

осуществления государственными органами и государственными организациями своих полномочий;

информационного взаимодействия государственных органов и государственных организаций между собой, а также с государственными органами иностранных государств, международными организациями, юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, иными субъектами информационных отношений.

16. Документирование информации является обязательным условием включения информации в государственные информационные ресурсы. Она может выступать в виде отдельного документа или совокупности документов, в том числе в виде электронного документа. Документированная информация в государственных информационных ресурсах должна быть систематизирована, классифицирована и обеспечена соответствующими реквизитами владельцев государственных информационных ресурсов.

17. При формировании государственных информационных ресурсов их владельцы имеют право заключать соглашения (договоры) с субъектами информационных отношений в целях получения и (или) использования необходимой информации, в том числе содержащейся в негосударственных информационных ресурсах.

18. Интеграция государственных информационных ресурсов на технологическом уровне осуществляется посредством ОАИС.

Такая интеграция на информационном уровне осуществляется посредством использования базовых, республиканских и региональных (территориальных) идентификаторов.

Координация работ по интеграции государственных информационных ресурсов посредством ОАИС осуществляется республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» (далее – НЦЭУ) по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

19. Исключен.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

20. Доступ пользователей к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, осуществляется посредством ОАИС либо обеспечивается их владельцами на период проведения технических и организационных мероприятий по интеграции государственных информационных ресурсов в ОАИС или организации оказания посредством ОАИС новых информационных и (или) электронных услуг. Интеграция государственных информационных ресурсов в ОАИС обеспечивается их владельцами.

21. Доступ субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, осуществляется на основании соглашения, заключенного с оператором ОАИС либо их владельцами на период проведения технических и организационных мероприятий по интеграции государственных информационных ресурсов в ОАИС или организации оказания посредством ОАИС новых информационных и (или) электронных услуг. Порядок и условия предоставления информации, оказания информационных и (или) электронных услуг оператором ОАИС определяются на основании соглашения между владельцем соответствующего государственного информационного ресурса и оператором ОАИС.

22. Получение общедоступной информации о деятельности государственных органов и государственных организаций осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

23. Исключен.

24. Способы идентификации и аутентификации пользователей информации государственных информационных ресурсов в ОАИС, а также учета их действий определяются оператором ОАИС.

Доступ к общедоступной информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, может осуществляться без идентификации пользователя.

25. Владельцы государственных информационных ресурсов доводят до сведения пользователей перечень информационных и (или) электронных услуг, порядок и условия предоставления доступа к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.

Указанная информация размещается НЦЭУ на портале ОАИС при необходимости со ссылкой на соответствующие интернет-сайты владельцев государственных информационных ресурсов.

ГЛАВА 5
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

26. Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, имеют право:

распространять и (или) предоставлять информацию, пользоваться ею;

устанавливать дополнительные правила, условия доступа и использования государственных информационных ресурсов, не противоречащие настоящему Положению и другим актам законодательства Республики Беларусь;

требовать от других субъектов информационных отношений в рамках своих полномочий и в определенных законодательством случаях предоставления документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов;

использовать при формировании государственных информационных ресурсов информацию, содержащуюся в негосударственных информационных ресурсах, с согласия их собственников (владельцев);

осуществлять иные действия в соответствии с Законом, настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь.

27. Обладатель информации вправе требовать указать себя в качестве источника информации, ставшей общедоступной по его решению, при ее распространении и (или) предоставлении другим лицам.

28. Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, обязаны в пределах своей компетенции:

осуществлять деятельность по формированию государственных информационных ресурсов, организации доступа, пользованию и предоставлению документированной информации из государственных информационных ресурсов посредством оказания информационных и (или) электронных услуг с соблюдением требований, установленных настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь;

включать в государственные информационные ресурсы, пользоваться и своевременно предоставлять из государственных информационных ресурсов объективную, полную и достоверную информацию, обеспечивать актуальность содержащейся в них информации;

при осуществлении своих функций обеспечивать соблюдение прав и законных интересов иных субъектов информационных отношений, в том числе и на получение общедоступной информации;

распространять и (или) предоставлять информацию, в отношении которой законодательными актами Республики Беларусь установлена обязательность ее распространения и (или) предоставления;

создавать условия для своевременного и эффективного использования информации государственными органами и государственными организациями при осуществлении ими своих полномочий;

принимать в соответствии с законодательством меры по защите и обеспечению сохранности информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, осуществлять ее архивное хранение;

осуществлять контроль за состоянием государственных информационных ресурсов и порядком использования информации;

обеспечивать интеграцию и информационное взаимодействие государственных информационных ресурсов посредством ОАИС;

исполнять другие обязанности в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением.

29. Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, включая оператора ОАИС, несут ответственность за:

достоверность и полноту информации, включаемой в государственные информационные ресурсы, а также информации, предоставляемой из государственных информационных ресурсов;

нарушение порядка распространения и (или) предоставления общедоступной информации, а также информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами;

неправомерный доступ, уничтожение, изменение, использование, распространение и (или) предоставление информации, а также иные неправомерные действия, совершенные непосредственно ими и (или) другими субъектами информационных отношений вследствие их неправомерных действий;

непринятие соответствующих мер по защите информации.

Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление содержащейся в них информации, несут ответственность за допущенные ими нарушения в соответствии с законодательными актами.

30. При организации доступа субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, размер оплаты за пользование государственными информационными ресурсами и содержащейся в них информацией определяется в соответствии с законодательством.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

26.05.2009 № 673

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов (далее – регистр).

Действие настоящего Положения не распространяется на порядок государственной регистрации информационных ресурсов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты.

2. Негосударственные информационные ресурсы регистрируются в регистре на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами. В указанных случаях негосударственные информационные ресурсы регистрируются в порядке, установленном настоящим Положением.

3. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552).

4. Государственный регистр информационных ресурсов является республиканским государственным информационным ресурсом, включающим в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных ресурсов с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них.

Основными задачами регистра являются:

учет, обработка, систематизация, накопление и предоставление информации об имеющихся в Республике Беларусь информационных ресурсах, способах и условиях доступа к ним, иных сведениях;

формирование перечня информационных ресурсов, разрешенных к использованию субъектами информационных отношений.

5. Предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, допускается только после их государственной регистрации.

6. Ведение регистра осуществляет научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (далее – НИРУП «ИППС»).

НИРУП «ИППС» оказывает методическую помощь субъектам информационных отношений в подготовке заявки на регистрацию информационных ресурсов.

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РЕГИСТРА

7. Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется Министерством связи и информатизации в лице НИРУП «ИППС» на основании заявки на регистрацию информационного ресурса, подаваемой его собственником (владельцем) (далее, если иное не предусмотрено в настоящем Положении, – заявитель).

8. Форма заявки на регистрацию информационного ресурса устанавливается Министерством связи и информатизации.

9. Заявки на регистрацию государственного информационного ресурса представляются в НИРУП «ИППС» заявителем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки в постоянную эксплуатацию информационной системы, в состав которой входит информационный ресурс.

Представление заявок на регистрацию негосударственных информационных ресурсов может осуществляться на любом этапе эксплуатации таких ресурсов.

Заявка на регистрацию информационного ресурса может быть представлена в виде документа на бумажном носителе либо электронного документа.

10. Ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявках на регистрацию информационного ресурса, несут заявители.

11. НИРУП «ИППС» в 3-дневный срок со дня поступления заявки на регистрацию информационного ресурса осуществляет проверку правильности ее оформления.

Неправильно оформленные заявки на регистрацию информационного ресурса возвращаются НИРУП «ИППС» заявителям с указанием выявленных недостатков. Заявители вправе в 10-дневный срок со дня возврата такой заявки устранить недостатки и представить ее для дальнейшего рассмотрения.

При отказе устранить выявленные недостатки или неустранении таких недостатков в срок, установленный в части второй настоящего пункта, НИРУП «ИППС» отказывает в государственной регистрации информационных ресурсов, о чем письменно извещает заявителя.

12. Условиями государственной регистрации информационных ресурсов являются:

соответствие информационных ресурсов фактическим и формальным характеристикам (признакам) информационных ресурсов и требованиям Положения о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утвержденного постановлением, утвердившим настоящее Положение;

отсутствие аналогичных зарегистрированных и эксплуатируемых информационных ресурсов.

13. В целях оценки соответствия заявляемого информационного ресурса условиям, указанным в пункте 12 настоящего Положения, НИРУП «ИППС» создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии и положение о ней утверждается приказом руководителя НИРУП «ИППС» по согласованию с Министерством связи и информатизации.

14. Экспертная комиссия рассматривает заявки на регистрацию информационного ресурса в месячный срок со дня их поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать вывод о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационных ресурсов условиям, указанным в пункте 12 настоящего Положения.

15. Если в ходе рассмотрения заявки на регистрацию информационного ресурса экспертная комиссия приходит к выводу о необходимости доработки информационного ресурса, данная комиссия извещает об этом заявителя.

Заявитель вправе в срок, согласованный с экспертной комиссией, устранить выявленные недостатки и представить заявку на регистрацию информационного ресурса экспертной комиссии для повторного рассмотрения. В таком случае срок рассмотрения этой заявки, установленный в пункте 14 настоящего Положения, устанавливается со дня повторной ее подачи.

16. НИРУП «ИППС» в 7-дневный срок со дня получения положительного экспертного заключения включает информационный ресурс в регистр с присвоением ему регистрационного номера и направляет заявителю регистрационное свидетельство согласно форме, устанавливаемой Министерством связи и информатизации.

17. При получении отрицательного экспертного заключения НИРУП «ИППС» отказывает в регистрации информационного ресурса, о чем в 7-дневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения.

18. Дата выдачи заявителю регистрационного свидетельства является датой готовности государственного информационного ресурса к оказанию на его основе информационных и (или) электронных услуг.

19. В случае прекращения эксплуатации зарегистрированного информационного ресурса его собственник (владелец) не менее чем за 30 дней до даты прекращения такой эксплуатации письменно извещает НИРУП «ИППС» с указанием регистрационного номера информационного ресурса, причин и даты прекращения его постоянной эксплуатации.

На основании полученного извещения НИРУП «ИППС» вносит сведения в регистр как о выведенном из эксплуатации информационном ресурсе с даты, указанной в извещении.

20. При необходимости внесения изменений в зарегистрированный информационный ресурс его собственник (владелец) не позднее одного месяца с даты внесения таких изменений письменно (по форме заявки на регистрацию информационного ресурса) извещает об этом НИРУП «ИППС», что является основанием для внесения сведений о таких изменениях в регистр и свидетельство о регистрации (в случае необходимости).

21. В целях оптимизации трудовых и иных затрат владелец создаваемого государственного информационного ресурса после принятия решения о его создании представляет заявку (по форме заявки на регистрацию информационного ресурса) в НИРУП «ИППС» для оценки соответствия создаваемого государственного информационного ресурса условиям, установленным в пункте 12 настоящего Положения.

Собственники (владельцы) негосударственных информационных ресурсов после принятия решения об их создании представляют заявки, указанные в части первой настоящего пункта, на добровольной основе.

22. Заявка для оценки соответствия создаваемого информационного ресурса рассматривается экспертной комиссией, созданной НИРУП «ИППС», в течение 30 дней и возвращается заявителю вместе с положительным либо отрицательным экспертным заключением или рекомендациями по доработке информационного ресурса.

При наличии положительного экспертного заключения сведения об информационном ресурсе вносятся экспертной комиссией, созданной НИРУП «ИППС», в регистр в раздел «Создаваемые информационные ресурсы». После завершения разработки информационного ресурса заявитель направляет в экспертную комиссию, созданную НИРУП «ИППС», заявку на регистрацию информационного ресурса в общем порядке.

23. Актуализация регистра осуществляется на основании заявок на регистрацию информационных ресурсов, а также в результате проведения НИРУП «ИППС» мониторинга соответствия информации об информационных ресурсах в регистре их реальному состоянию.

24. Заявитель имеет право обжаловать решение НИРУП «ИППС» об отказе в регистрации информационного ресурса в Министерство связи и информатизации.

ГЛАВА 3
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

25. НИРУП «ИППС» ежегодно представляет в Министерство связи и информатизации отчет о регистрации информационных ресурсов.

26. По данным регистрации информационных ресурсов Министерство связи и информатизации периодически, но не реже одного раза в год издает информационный бюллетень (каталог) информационных ресурсов Республики Беларусь.

27. Доступ субъектов информационных отношений к регистру осуществляется через портал общегосударственной автоматизированной информационной системы.

28. Копия регистра на материальных носителях в электронном виде передается НИРУП «ИППС» в Министерство юстиции для формирования Свода Национального архивного фонда Республики Беларусь.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

26.05.2009 № 673

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок государственной регистрации информационных систем, порядок использования государственных информационных систем и порядок ведения Государственного регистра информационных систем.

Действие настоящего Положения не распространяется на порядок государственной регистрации информационных систем, содержащих государственные секреты.

2. Негосударственные информационные системы регистрируются в Государственном регистре информационных систем на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами. В указанных случаях негосударственные информационные системы регистрируются в порядке, установленном настоящим Положением.

3. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552) (далее – Закон).

ГЛАВА 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

4. Использование государственных информационных систем осуществляется субъектами информационных отношений, имеющими к ним доступ, в целях получения, распространения и (или) предоставления информации, реализации права на пользование информацией.

5. Предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных системах, допускается только после их государственной регистрации.

6. При использовании государственных информационных систем должны быть обеспечены:

доступность для пользователей;

гарантированный и безопасный доступ пользователей к информации, содержащейся в них;

своевременность предоставления информации пользователям;

безопасный обмен информацией между пользователями;

конфиденциальность использования информации в государственных информационных системах на основе разграничения доступа к ресурсам, содержащимся в них, в пределах предоставленных пользователям полномочий;

целостность данных при формировании, передаче, использовании, обработке и хранении информации;

реализация мер по защите информации в случаях, предусмотренных законодательными актами;

надежность функционирования и устойчивость к программным техническим сбоям, включая случаи некорректной работы пользователей;

возможность дальнейшего расширения государственных информационных систем путем модернизации программных и технических средств, включения в них новых компонентов;

иные критерии (характеристики), связанные с эффективностью использования государственных информационных систем и информации, содержащейся в них.

7. Условия пользования конкретной государственной информационной системой определяются на основании положения о ней, которое разрабатывается и утверждается ее владельцем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки государственной информационной системы в постоянную эксплуатацию, и доводятся до сведения всех заинтересованных субъектов информационных отношений.

8. Исключен.

9. Использование в государственных информационных системах средств криптографической защиты информации, в том числе средств электронной цифровой подписи, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

10. Исключен.

11. Организация взаимодействия государственных информационных систем осуществляется посредством ОАИС. Прямое взаимодействие допускается только на период решения технических и организационных мероприятий по осуществлению подключения государственных информационных систем к ОАИС и по согласованию с НЦЭУ.

12. Государственные информационные системы используются в целях:

обеспечения функционирования государственных информационных ресурсов;

автоматизированного информационного взаимодействия субъектов информационных отношений;

предоставления информационных и (или) электронных услуг государственными органами и государственными организациями.

13. Требования к разработке создаваемой государственной информационной системы или адаптации приобретаемой должны предусматривать реализацию взаимодействия с ОАИС. Такие требования подлежат обязательному согласованию с Министерством связи и информатизации и Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь либо уполномоченными ими организациями.

14. Исключен.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

15. Государственная регистрация информационных систем направлена на:

обеспечение взаимодействия информационных систем на основе использования общих требований, правил, протоколов и форматов;

создание единых (унифицированных) способов доступа пользователей к информации, содержащейся в информационных ресурсах.

16. Государственная регистрация информационных систем осуществляется Министерством связи и информатизации или уполномоченной им организацией (далее, если иное не предусмотрено в настоящем Положении, – регистрирующая организация) на основании заявки на регистрацию информационных систем, подаваемой их собственником (владельцем) (далее, если иное не предусмотрено в настоящем Положении, – заявитель).

17. Регистрирующая организация оказывает методическую помощь субъектам информационных отношений в подготовке заявки на регистрацию информационных систем.

18. Форма заявки на регистрацию информационных систем устанавливается Министерством связи и информатизации.

19. Заявки на регистрацию государственных информационных систем представляются в регистрирующую организацию заявителем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки информационной системы в постоянную эксплуатацию.

Представление заявок на регистрацию негосударственных информационных систем может осуществляться на любом этапе эксплуатации таких систем.

Заявка на регистрацию информационной системы может быть представлена в виде документа на бумажном носителе либо электронного документа.

20. Ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявках на регистрацию информационной системы, несут заявители.

21. Регистрирующая организация в 3-дневный срок со дня поступления заявки на регистрацию информационной системы осуществляет проверку правильности ее оформления.

Неправильно оформленные заявки на регистрацию информационной системы возвращаются регистрирующей организацией заявителям с указанием выявленных недостатков. Заявители вправе в 10-дневный срок со дня возврата таких заявок устранить недостатки и представить их для дальнейшего рассмотрения.

При отказе устранить выявленные недостатки или неустранении таких недостатков в срок, установленный в части второй настоящего пункта, регистрирующая организация отказывает в государственной регистрации информационных систем, о чем письменно извещает заявителей.

22. Условиями государственной регистрации информационной системы являются:

соответствие информационной системы заявленным характеристикам и требованиям настоящего Положения;

регистрация всех информационных ресурсов, содержащихся в ней.

23. В целях оценки соответствия заявляемой информационной системы условиям, указанным в пункте 22 настоящего Положения, регистрирующая организация создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии и положение о ней утверждаются приказом руководителя регистрирующей организации по согласованию с Министерством связи и информатизации.

24. Экспертная комиссия рассматривает заявки на регистрацию информационной системы в месячный срок со дня их поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать вывод о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационной системы условиям, указанным в пункте 22 настоящего Положения.

25. Если в ходе рассмотрения заявки на регистрацию информационной системы экспертная комиссия приходит к выводу о необходимости доработки этой системы, данная комиссия извещает об этом заявителя.

Заявитель вправе в срок, согласованный с экспертной комиссией, устранить выявленные недостатки и представить заявку на регистрацию информационной системы экспертной комиссии для повторного рассмотрения. В таком случае срок рассмотрения этой заявки, установленный в пункте 24 настоящего Положения, устанавливается со дня повторной ее подачи.

26. Регистрирующая организация в 7-дневный срок со дня получения положительного экспертного заключения включает информационную систему в Государственный регистр информационных систем с присвоением ей регистрационного номера и направляет заявителю регистрационное свидетельство согласно форме, устанавливаемой Министерством связи и информатизации.

27. При получении отрицательного экспертного заключения регистрирующая организация отказывает в регистрации информационной системы, о чем в 7-дневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения.

28. Исключен.

29. В случае прекращения действия зарегистрированной информационной системы собственник (владелец) такой системы не менее чем за 30 дней до даты прекращения ее действия письменно извещает регистрирующую организацию с указанием регистрационного номера информационной системы, причин и даты прекращения ее действия.

На основании полученного извещения регистрирующая организация вносит сведения в Государственный регистр информационных систем как о прекратившей действие информационной системе с даты, указанной в извещении.

30. При необходимости внесения изменений в действующую и зарегистрированную информационную систему ее собственник (владелец) не позднее одного месяца с даты внесения таких изменений письменно (по форме заявки на регистрацию информационной системы) извещает об этом регистрирующую организацию, что является основанием для внесения сведений о таких изменениях в Государственный регистр информационных систем и свидетельство о регистрации (в случае необходимости).

ГЛАВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТР ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

31. Государственный регистр информационных систем (далее – регистр) является республиканским государственным информационным ресурсом, включающим в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных систем с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них.

32. Основными задачами регистра являются:

учет, обработка, систематизация, накопление и предоставление информации об имеющихся в Республике Беларусь информационных системах, их назначении и составе, способах и условиях доступа к ним, иных сведениях;

формирование перечня зарегистрированных информационных систем, разрешенных к использованию субъектами информационных отношений.

33. Формирование и ведение регистра осуществляет регистрирующая организация.

34. Актуализация регистра осуществляется на основании заявок на регистрацию информационных систем, а также в результате проведения НИРУП «ИППС» мониторинга соответствия информации об информационных системах в регистре их реальному состоянию.

35. Регистрирующая организация ежегодно представляет в Министерство связи и информатизации отчет о регистрации информационных систем.

36. По данным регистрации информационных систем Министерство связи и информатизации периодически, но не реже одного раза в год издает информационный бюллетень (каталог) информационных систем Республики Беларусь.

37. Доступ субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в регистре, осуществляется через портал ОАИС.

38. Копия регистра на материальных носителях в электронном виде передается регистрирующей организацией в Министерство юстиции для формирования Свода Национального архивного фонда Республики Беларусь.

ГЛАВА 5
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

39. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий и (или) прав при использовании информационных систем имеют право:

использовать ОАИС для доступа к информационным ресурсам либо иным информационным системам;

распространять и (или) предоставлять информацию, пользоваться ею;

обоснованно запрещать или ограничивать передачу, распространение и (или) предоставление информации, содержащейся в информационных системах;

определять дополнительные правила и условия доступа и использования информационных систем, не противоречащие Закону, настоящему Положению и иным актам законодательства Республики Беларусь;

требовать от других субъектов информационных отношений в определенных законодательством случаях выполнения общих требований, правил, протоколов и форматов взаимодействия с информационными системами;

осуществлять иные действия в соответствии с Законом, настоящим Положением, иными актами законодательства Республики Беларусь.

40. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий и (или) прав при использовании информационных систем обязаны:

выполнять общие требования, правила, протоколы и форматы взаимодействия информационных систем;

оказывать информационные и (или) электронные услуги с соблюдением требований, установленных Законом, настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь;

соблюдать права и законные интересы иных субъектов информационных отношений;

использовать и своевременно предоставлять объективную, полную и достоверную информацию;

распространять и (или) предоставлять информацию, в отношении которой законодательными актами Республики Беларусь установлена обязательность ее распространения и (или) предоставления;

в случаях, предусмотренных законодательными актами, обеспечивать защиту информации, обрабатываемой в информационных системах;

осуществлять контроль состояния информационных систем и порядка ее использования;

исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь.

41. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий при использовании информационных систем несут ответственность за:

распространение и (или) предоставление информации лицам, не имеющим права доступа к такой информации;

нарушение порядка распространения и (или) предоставления общедоступной информации, а также информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

неправомерный доступ, уничтожение, изменение, использование, распространение и (или) предоставление информации, а также иные неправомерные действия, совершенные как непосредственно, так и вследствие неправомерных действий другими субъектами информационных отношений;

непринятие в случаях, предусмотренных законодательными актами, соответствующих мер по защите информации;

невыполнение установленных общих требований, правил, протоколов и форматов взаимодействия информационных систем.

42. Субъекты информационных отношений при использовании информационных систем, распространении и (или) предоставлении содержащейся в них информации несут ответственность за допущенные ими нарушения в соответствии с законодательными актами.

43. Субъекты информационных отношений могут обладать правами и обязанностями, нести ответственность на основании заключаемых между ними договоров (соглашений).

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

26.05.2009 № 673

ПЕРЕЧЕНЬ
базовых государственных информационных ресурсов

Наименование государственного информационного ресурса

Владелец

Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Министерство юстиции

Информационные объекты автоматизированной системы «Паспорт»

Министерство внутренних дел

Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

Государственный комитет по имуществу

Реестр адресов

Государственный комитет по имуществу

 

 

Приложение

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь

26.05.2009 № 673

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 494 «Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия государственных кадастров, регистров и иных информационных систем» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 31, 5/594).

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2000 г. № 1344 «О государственной регистрации информационных ресурсов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 84, 5/3953).

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784 «О Перечне информационных ресурсов, имеющих государственное значение» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 56, 5/6111).

4. Пункт 88 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2002 г. № 288 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 32, 5/10103).

5. Пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2002 г. № 1441 «О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784 и от 12 августа 2002 г. № 1098 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 119, 5/11324).

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 января 2004 г. № 69 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2000 г. № 1344» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 18, 5/13724).

7. Подпункт 5.4 пункта 5 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. № 298 «Вопросы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 52, 5/13979).

8. Подпункт 3.19 пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 302 «Об утверждении Положения о Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 54, 5/14018).

9. Подпункт 1.8 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2004 г. № 1056 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 144, 5/14785).

10. Пункт 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2005 г. № 1485 «О мерах по усилению контроля за использованием документов об образовании, выданных учреждениями образования Республики Беларусь, и внесении дополнения и изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 2, 5/16990).

11. Подпункт 1.35 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2006 г. № 990 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь в связи с реорганизацией системы республиканских органов государственного управления» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 146, 5/22839).

12. Подпункт 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 579 «Об отдельных вопросах Министерства связи и информатизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 5/25168).

13. Подпункт 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 1943 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 1, 5/28978).

14. Подпункт 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 2045 «О некоторых мерах по реализации Кодекса Республики Беларусь о недрах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 14, 5/29088).