ПРИКАЗ ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 марта 2014 г. № 26

Об утверждении Положения об основах использования республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений

Изменения и дополнения:

Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 30 августа 2016 г. № 62 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 7/3559 от 02.09.2016 г.) <T61603559>

 

В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Республики Беларусь от 23 января 2014 г. № 46 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об основах использования республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений.

2. Настоящий приказ вступает в силу после его официального опубликования.

 

Начальник

С.В.Шпегун

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ
Оперативно-аналитического
центра при Президенте
Республики Беларусь
28.03.2014 № 26

(в редакции приказа
Оперативно-аналитического
центра при Президенте
Республики Беларусь
30.08.2016 № 62)

ПОЛОЖЕНИЕ
об основах использования республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В настоящем Положении определяются правовые основы использования государственными органами и организациями (далее, если не указано иное, – государственные органы) республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений (далее – республиканская платформа), которые включают:

порядок создания и функционирования на базе республиканского центра обработки данных (далее – РЦОД) и единой республиканской сети передачи данных республиканской платформы;

порядок перехода государственных органов на использование ресурсов республиканской платформы;

порядок размещения создаваемых информационных ресурсов (систем) на республиканской платформе;

порядок приобретения государственными органами товаров (работ, услуг) в сфере информационно-коммуникационных технологий для обеспечения их совместимости с программно-технической инфраструктурой республиканской платформы;

права и обязанности оператора республиканской платформы;

порядок взаимодействия оператора республиканской платформы с иными поставщиками услуг облачных вычислений для предоставления им возможности использования ресурсов республиканской платформы;

обеспечение защиты информации на республиканской платформе.

Действие настоящего Положения не распространяется на отношения:

по использованию телекоммуникационных технологий и технологий передачи данных государственными органами, использующими информационные ресурсы (системы), предназначенные для обработки служебной информации ограниченного распространения и информации, отнесенной к государственным секретам;

связанные с функционированием критически важных объектов информатизации, Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь, общегосударственной автоматизированной информационной системы, доверенной третьей стороны по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии, интеграционного шлюза национального сегмента интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза, системы межведомственного информационного взаимодействия государственных органов и иных государственных организаций и ведомственных систем электронного документооборота.

2. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552), Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2010 г. № 515 «О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 237, 1/12002), Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 2014 г. № 46 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.01.2014, 1/14787), а также следующие термины и их определения:

обследование информационного ресурса (системы) – комплекс работ, предусматривающий проведение инвентаризации программно-технической инфраструктуры информационного ресурса (системы), обследование инфраструктурных слоев информационного ресурса (системы) в целях определения состава, очередности и условий его (ее) переноса на республиканскую платформу, а также определение необходимых ресурсов (услуг) республиканской платформы для обеспечения функционирования на ней этого информационного ресурса (системы);

вычислительные ресурсы – возможности, обеспечиваемые компонентами программно-технического комплекса, расходуемые (занимаемые) в процессе его работы;

государственные органы – государственные органы, иные государственные организации, а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами;

оборудование для информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-оборудование) – программно-технические и (или) технические средства в составе информационного ресурса (системы);

перенос информационного ресурса (системы) – комплекс работ и (или) услуг, необходимый для размещения информационного ресурса (системы) на республиканской платформе, включая при необходимости обследование информационного ресурса (системы), установку и настройку программного обеспечения и (или) ИКТ-оборудования, перенос данных, тестирование и опытную эксплуатацию информационного ресурса (системы) на республиканской платформе, не предусматривающий изменение условий и технологии обработки защищаемой информации данного ресурса (системы);

переход на использование ресурсов республиканской платформы – последовательность этапов перехода, включая перенос информационных ресурсов (систем), в результате выполнения которых информационные ресурсы (системы) государственного органа размещаются на республиканской платформе;

услуги облачных вычислений – услуги по предоставлению вычислительных ресурсов, включая технические средства, и (или) программного обеспечения в целях обработки и хранения информации с использованием технических средств;

облачная инфраструктура – совокупность программно-технических средств и сетей электросвязи, обеспечивающая обработку и хранение информации, в целях оказания услуг облачных вычислений;

иные поставщики услуг облачных вычислений – юридические лица, являющиеся правообладателями программного обеспечения и (или) собственниками программно-технических средств и (или) оказывающие инфраструктурные услуги и заключившие договор с оператором республиканской платформы в целях оказания услуг с использованием республиканской платформы.

ГЛАВА 2
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПЛАТФОРМА

3. Оператор республиканской платформы обеспечивает создание данной платформы и ее функционирование, а также является поставщиком услуг облачных вычислений для государственных органов, иных организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

4. Оператор республиканской платформы выполняет следующие основные задачи:

обеспечение создания и функционирования республиканской платформы, защиты информации на республиканской платформе в соответствии с настоящим Положением и законодательством об информации, информатизации и защите информации;

размещение на республиканской платформе программно-технических средств, информационных ресурсов (систем);

осуществление технического контроля за функционированием республиканской платформы;

обновление и поддержание республиканской платформы в актуальном состоянии с учетом мировых тенденций развития технологий облачных вычислений;

обеспечение взаимодействия с иными поставщиками услуг облачных вычислений для предоставления им ресурсов республиканской платформы в целях оказания услуг.

5. Оператор республиканской платформы с использованием ресурсов республиканской платформы обеспечивает оказание услуг облачных вычислений.

Оказание услуг облачных вычислений осуществляется следующими способами:

предоставление инфраструктуры РЦОД для размещения ИКТ-оборудования информационных ресурсов (систем) государственного органа («центр обработки данных как услуга»);

предоставление облачной инфраструктуры для размещения информационных ресурсов (систем) государственного органа с возможностью управления вычислительными ресурсами, используемыми для обработки, хранения и передачи информации («инфраструктура как услуга»);

предоставление программного обеспечения, размещенного в облачной инфраструктуре («программное обеспечение как услуга»);

предоставление услуг по консультированию, обследованию, переносу, настройке, мониторингу, администрированию, технической поддержке и обслуживанию ИКТ-оборудования, информационных ресурсов (систем) государственного органа и иных сопутствующих услуг («инфраструктурные услуги»).

6. На информационных ресурсах оператора республиканской платформы в глобальной компьютерной сети Интернет, открытых для свободного доступа, размещаются:

стандартная форма соглашения о конфиденциальности;

форма и образец заполнения анкеты для предоставления информации о текущем состоянии информационного ресурса (системы);

форма и образец заполнения заявки на предоставление технических условий на перенос информационного ресурса (системы) на республиканскую платформу (далее – технические условия);

перечень услуг облачных вычислений;

тарифы на оказание услуг облачных вычислений;

стандартная форма договора оказания услуг с использованием республиканской платформы, согласованная с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь;

требования к иным поставщикам услуг облачных вычислений и иные условия, определенные пунктом 18 настоящего Положения.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПЛАТФОРМЫ

7. Подключение к республиканской платформе государственных органов осуществляется с использованием единой республиканской сети передачи данных.

8. Государственные органы переходят на использование ресурсов республиканской платформы поэтапно в порядке и на условиях, определенных настоящим Положением.

Оператор республиканской платформы направляет в государственный орган запрос, инициирующий начало перехода на использование ресурсов республиканской платформы. Запрос содержит предложение о заключении соглашения о конфиденциальности и о предоставлении заполненных анкет с информацией о текущем состоянии информационных ресурсов (систем).

9. В течение двадцати рабочих дней с момента получения запроса, указанного в пункте 8 настоящего Положения, государственный орган заключает соглашение о конфиденциальности, направляет в адрес оператора республиканской платформы заполненные анкеты с информацией о текущем состоянии информационных ресурсов (систем) и заявки на предоставление технических условий.

10. На основании полученной от государственного органа информации оператор республиканской платформы производит расчет и предварительное резервирование требуемых ресурсов (услуг) республиканской платформы и выдает государственному органу технические условия.

Технические условия разрабатываются оператором республиканской платформы в соответствии с техническими параметрами доступных ресурсов республиканской платформы и выдаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня получения заявки.

11. Оператор республиканской платформы и государственный орган в течение двадцати рабочих дней после выдачи технических условий формируют и утверждают календарный план перехода на республиканскую платформу.

В календарном плане перехода на республиканскую платформу отражаются все этапы, связанные с переносом информационных ресурсов (систем) государственного органа, включая обследование каждого информационного ресурса (системы) и выполнение работ, необходимых для размещения указанного ресурса (системы) на республиканской платформе, сроки выполнения этапов и ответственные за их реализацию стороны.

12. Государственные органы осуществляют перенос ИКТ-оборудования и (или) информационного ресурса (системы) одним из следующих способов:

на основании договора на перенос информационного ресурса (системы) и (или) ИКТ-оборудования в РЦОД;

самостоятельно, в том числе с привлечением иных организаций, на условиях и в порядке, определенных настоящим Положением (далее – самостоятельный перенос).

Окончание работ по переносу информационного ресурса (системы) и (или) ИКТ-оборудования в РЦОД подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ по переносу информационного ресурса (системы) и (или) ИКТ-оборудования в РЦОД. Одновременно с подписанием указанного акта стороны заключают договор оказания услуг с использованием республиканской платформы.

13. В течение пяти рабочих дней после утверждения календарного плана перехода на республиканскую платформу государственный орган и оператор республиканской платформы заключают договор оказания услуг с использованием республиканской платформы (в случае самостоятельного переноса) или договор на перенос информационного ресурса (системы) и (или) ИКТ-оборудования в РЦОД.

Договор оказания услуг с использованием республиканской платформы вступает в силу с даты готовности оператора республиканской платформы к предоставлению запрашиваемых ресурсов и (или) услуг облачных вычислений, указанных в выданных технических условиях.

В случае переноса информационного ресурса (системы) и (или) ИКТ-оборудования в РЦОД способом, указанным в абзаце втором части первой пункта 12 настоящего Положения, государственный орган заключает с оператором республиканской платформы договор на перенос информационного ресурса (системы) и (или) ИКТ-оборудования в РЦОД.

Договор на перенос информационного ресурса (системы) и (или) ИКТ-оборудования в РЦОД должен содержать следующие существенные условия:

о проведении обследования информационных ресурсов (систем) государственного органа;

о подготовке на основании результатов обследования отчета с технико-экономическим обоснованием возможности переноса информационного ресурса (системы) на республиканскую платформу и проекта технического задания на перенос информационного ресурса (системы) либо отчета с технико-экономическим обоснованием о невозможности их переноса на республиканскую платформу;

о взаимодействии сторон при проведении обследования информационных ресурсов (систем), включая обязанности государственного органа по предоставлению информации и документов, необходимых для проведения обследования информационных ресурсов (систем), по обеспечению доступа оператора республиканской платформы к информационным ресурсам (системам), по внесению изменений в информационный ресурс (систему), подлежащий переносу на республиканскую платформу только по результатам обследования;

о порядке проведения приемочных испытаний информационного ресурса (системы) государственного органа, размещенного(й) на республиканской платформе, включая разработку программы и методики испытаний, проведение при необходимости опытной эксплуатации;

об ответственности оператора республиканской платформы за обеспечение целостности, конфиденциальности и сохранности данных информационного ресурса (системы) государственного органа при его переносе на республиканскую платформу, в том числе путем применения при переносе технологий резервирования и восстановления утерянных данных после критических сбоев.

В случае самостоятельного переноса государственным органом своих информационных ресурсов (систем) на республиканскую платформу государственный орган до выполнения работ по переносу заключает с оператором республиканской платформы договор оказания услуг с использованием республиканской платформы.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ НА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПЛАТФОРМЕ СОЗДАВАЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (СИСТЕМ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

14. При создании информационного ресурса (системы) для его последующего размещения на республиканской платформе государственный орган направляет оператору республиканской платформы сведения о создаваемом информационном ресурсе (системе) и заявку на предоставление технических условий.

В случае необходимости данные предоставляются после заключения соглашения о конфиденциальности между государственным органом и оператором республиканской платформы.

15. На основании полученной от государственного органа заявки оператор республиканской платформы производит расчет и предварительное резервирование требуемых ресурсов (услуг) республиканской платформы и выдает государственному органу технические условия.

Технические условия разрабатываются оператором республиканской платформы в соответствии с техническими параметрами доступных ресурсов республиканской платформы и выдаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня получения заявки.

Требования технических условий включаются в техническое задание на разработку.

В случае необходимости оператор республиканской платформы на возмездной основе принимает участие в проведении приемочных испытаний информационного ресурса (системы) государственного органа, размещенного(й) на республиканской платформе, включая разработку программы и методики испытаний, проведении при необходимости опытной эксплуатации.

Размещение созданных информационных ресурсов (систем) государственных органов осуществляется на основании договора оказания услуг с использованием республиканской платформы.

ГЛАВА 5
ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ СОВМЕСТИМОСТИ С ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПЛАТФОРМЫ

16. Государственный орган обеспечивает совместимость создаваемых и (или) переносимых информационных ресурсов (систем) с программно-технической инфраструктурой республиканской платформы в соответствии с полученными у оператора республиканской платформы техническими условиями.

17. Взаимодействие оператора республиканской платформы с государственными органами осуществляется с использованием системы межведомственного электронного документооборота государственных органов.

18. Для предоставления возможности использования ресурсов республиканской платформы иными поставщиками услуг облачных вычислений в целях оказания услуг с использованием республиканской платформы государственным органам оператор республиканской платформы определяет:

требования к иным поставщикам услуг облачных вычислений;

требования к услугам, которые иной поставщик услуг облачных вычислений планирует оказывать государственным органам с использованием республиканской платформы;

порядок допуска иных поставщиков услуг облачных вычислений для оказания услуг с использованием республиканской платформы в сегментах республиканской платформы, предназначенных для обработки информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с требованиями законодательства;

условия и порядок оказания иными поставщиками услуг облачных вычислений услуг с использованием республиканской платформы, требования к качеству оказываемых ими услуг и предоставлению отчетности.

19. Оператор республиканской платформы несет ответственность за допуск иных поставщиков услуг облачных вычислений к оказанию услуг с использованием республиканской платформы государственным органам и обеспечение безопасного функционирования их решений на республиканской платформе.

ГЛАВА 6
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ НА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПЛАТФОРМЕ

20. Оператор республиканской платформы при осуществлении своей деятельности руководствуется требованиями законодательства об информации, информатизации и защите информации, в том числе технических нормативных правовых актов.

21. Оператор республиканской платформы при оказании государственным органам услуг руководствуется политикой безопасности, согласованной с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

22. Оператор республиканской платформы несет ответственность за сохранность, доступность, конфиденциальность и целостность информации, размещенной на республиканской платформе, в соответствии с законодательством согласно условиям договоров оказания услуг с использованием республиканской платформы.

23. Владельцы (пользователи) информационных ресурсов (систем) несут ответственность за содержание информационных ресурсов (систем) в соответствии с требованиями законодательства, а также за нарушение условий договоров оказания услуг с использованием республиканской платформы, обеспечивающих функционирование республиканской платформы.