ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 декабря 2009 г. № 113-З

Об электронном документе и электронной цифровой подписи

Принят Палатой представителей 4 декабря 2009 года
Одобрен Советом Республики 11 декабря 2009 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 27-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.06.2013, 2/2025) <H11300027>;

Закон Республики Беларусь от 23 октября 2014 г. № 196-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.10.2014, 2/2194) <H11400196>

 

Настоящий Закон направлен на установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие термины и их определения:

карточка открытого ключа проверки электронной цифровой подписи (далее – карточка открытого ключа) – документ на бумажном носителе, содержащий значение открытого ключа проверки электронной цифровой подписи (далее – открытый ключ), информацию, подтверждающую его принадлежность определенным организации или гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю (далее, если не предусмотрено иное, – физическое лицо), а также содержащий иную информацию, предусмотренную настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

копия электронного документа – форма внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, удостоверенная в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

личный ключ электронной цифровой подписи (далее – личный ключ) – последовательность символов, принадлежащая определенным организации или физическому лицу и используемая при выработке электронной цифровой подписи;

организация, оказывающая услуги по распространению открытых ключей (далее – поставщик услуг), – организация, выполняющая одну или несколько из следующих функций: достоверное подтверждение принадлежности открытого ключа определенным организации или физическому лицу, издание, распространение, хранение сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов открытых ключей;

отзыв открытого ключа – процедура, заключающаяся в досрочном прекращении действия открытого ключа;

открытый ключ – последовательность символов, соответствующая определенному личному ключу, доступная для всех заинтересованных организаций или физических лиц и применяемая при проверке электронной цифровой подписи;

подлинность электронного документа – свойство электронного документа, определяющее, что электронный документ подписан действительной электронной цифровой подписью (электронными цифровыми подписями);

подлинный электронный документ – электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждаются с применением сертифицированного средства электронной цифровой подписи, использующего при проверке электронной цифровой подписи открытые ключи лица (лиц), подписавшего (подписавших) электронный документ;

сертификат открытого ключа – электронный документ, изданный поставщиком услуг и содержащий информацию, подтверждающую принадлежность указанного в нем открытого ключа определенным организации или физическому лицу, и иную информацию, предусмотренную настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

средство электронной цифровой подписи – техническое, программное или программно-аппаратное средство криптографической защиты информации, с помощью которого реализуются одна или несколько из следующих функций: выработка электронной цифровой подписи, проверка электронной цифровой подписи, выработка личного ключа или открытого ключа;

целостность электронного документа – свойство электронного документа, определяющее, что в электронный документ не были внесены изменения и (или) дополнения;

электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности;

электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на отношения в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи, а также при обращении документов в электронном виде, подтверждение целостности и подлинности которых осуществляется без применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи.

Действие настоящего Закона не распространяется на порядок обращения электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты.

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи

Законодательство Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Субъекты отношений в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Субъектами отношений в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи (далее – субъекты отношений) являются государственные органы, другие организации и физические лица.

Статья 5. Международное сотрудничество

Субъекты отношений могут принимать участие в международных программах и проектах, заключать договоры с иностранными и международными организациями, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также использовать международные информационные системы и информационные сети в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Статья 6. Ответственность за нарушение требований законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи

Нарушение требований законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

Статья 7. Осуществление государственного регулирования в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Государственное регулирование в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, органами архивного дела и делопроизводства, государственными архивными учреждениями, иными государственными органами и другими государственными организациями в пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Президент Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Совет Министров Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

координирует и контролирует работу республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

утверждает государственные программы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, и обеспечивает их реализацию;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия Национального банка Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Национальный банк Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

обеспечивает проведение единой государственной политики в банковской системе Республики Беларусь;

осуществляет подтверждение соответствия технических, программных и программно-аппаратных средств, используемых для создания, обработки и внешнего представления электронных документов в банковской деятельности, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 11. Полномочия Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

осуществляет регулирование деятельности субъектов отношений в области технологии электронной цифровой подписи;

осуществляет в пределах своих полномочий контроль за технической и криптографической защитой информации в государственных органах и других организациях, за исключением контроля за технической защитой информации в системах шифрованной, других видов специальной связи и криптографической защитой информации, содержащей государственные секреты;

разрабатывает проекты актов законодательства Республики Беларусь, в том числе технических нормативных правовых актов, и принимает (издает) такие акты;

осуществляет подтверждение соответствия средств электронной цифровой подписи требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

осуществляет регулирование в сфере функционирования Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее – Государственная система управления открытыми ключами) в пределах полномочий, предоставленных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

осуществляет регулирование вопросов, связанных с признанием подлинности электронных документов, созданных в иностранных государствах;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 12. Полномочия органов архивного дела и делопроизводства, государственных архивных учреждений в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Органы архивного дела и делопроизводства, государственные архивные учреждения в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

осуществляют разработку и реализацию единой государственной политики в сфере комплектования Национального архивного фонда Республики Беларусь электронными документами, обеспечения их сохранности, организации их учета и использования;

осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь в сфере архивного дела и делопроизводства при работе с электронными документами и ее методическое обеспечение;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 13. Полномочия иных государственных органов и других государственных организаций в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Иные государственные органы и другие государственные организации в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи в пределах своей компетенции:

участвуют в реализации единой государственной политики;

участвуют в разработке и реализации государственных программ;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 14. Лицензирование и подтверждение соответствия

Деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий) на деятельность по технической и (или) криптографической защите информации в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Подтверждение соответствия технических, программных и программно-аппаратных средств, используемых для создания, обработки, хранения, передачи и защиты электронных документов, и средств электронной цифровой подписи требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации осуществляется в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ

Статья 15. Сфера обращения электронных документов

Электронные документы могут применяться во всех сферах деятельности, где используются технические, программные и программно-аппаратные средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации в электронном виде.

Ограничения на применение электронных документов могут быть установлены в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 16. Основные требования, предъявляемые к электронному документу

Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:

создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью технических, программных и программно-аппаратных средств;

иметь структуру, установленную статьей 17 настоящего Закона;

быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Статья 17. Структура электронного документа

Электронный документ состоит из двух неотъемлемых частей – общей и особенной.

Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа.

Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей, а также может содержать дополнительные данные, необходимые для проверки электронной цифровой подписи (электронных цифровых подписей) и идентификации электронного документа, которые устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Статья 18. Формы представления электронного документа

Электронный документ имеет формы внутреннего и внешнего представления.

Формой внутреннего представления электронного документа является запись информации, составляющей электронный документ, на электронном носителе информации.

Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на электронном средстве отображения информации, на бумажном либо ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Статья 19. Оригинал электронного документа

Оригинал электронного документа существует только в электронном виде. Все идентичные экземпляры электронного документа являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу.

Документы, созданные организацией или физическим лицом на бумажном носителе и в электронном виде, идентичные по содержанию, имеют одинаковую юридическую силу. В этом случае документ на бумажном носителе не является копией электронного документа.

Статья 20. Копия электронного документа и ее удостоверение

Копия электронного документа создается путем удостоверения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе.

Копия электронного документа должна содержать указание на то, что она является копией соответствующего электронного документа.

Удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе осуществляется:

нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия;

организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими право на осуществление деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Статья 21. Хранение электронных документов

Временное хранение и последующая передача на постоянное хранение электронных документов осуществляются в течение сроков и в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь в сфере архивного дела и делопроизводства. При приеме электронных документов на временное и постоянное хранение должна устанавливаться их подлинность. При временном и постоянном хранении электронных документов должна быть обеспечена их целостность.

Информация, составляющая содержание хранимых электронных документов, выдается по запросам организаций или физических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 22. Юридическая сила электронного документа

Подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

Электронный документ, подписанный после отзыва открытого ключа, не имеет юридической силы.

Оригинал электронного документа и его копия, соответствующая требованиям, установленным статьей 20 настоящего Закона, имеют одинаковую юридическую силу.

Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен в письменной форме, то электронный документ и его копия считаются соответствующими этому требованию.

В случае, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуются нотариальное удостоверение и (или) государственная регистрация документа, а документ создан в электронном виде, нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации подлежат электронный документ или его копия.

ГЛАВА 4
ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТКРЫТЫМИ КЛЮЧАМИ

Статья 23. Назначение и применение электронной цифровой подписи

Электронная цифровая подпись предназначена для:

удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа;

подтверждения целостности и подлинности электронного документа.

Удостоверение информации, составляющей общую часть электронного документа, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей лиц, подписывающих электронный документ.

Подтверждение целостности и подлинности электронного документа осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей лиц, подписавших электронный документ.

Электронная цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи. Электронная цифровая подпись может применяться как аналог оттиска печати или штампа.

Статья 24. Технология электронной цифровой подписи

Совокупность процедур, методов, технических, программных и программно-аппаратных средств, относящихся к практическому применению электронной цифровой подписи, образует технологию электронной цифровой подписи. Требования к технологии электронной цифровой подписи устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Статья 25. Владелец личного ключа

Владельцем личного ключа являются организация или физическое лицо, осуществившие выработку личного ключа с использованием сертифицированного средства электронной цифровой подписи.

Владелец личного ключа обязан:

хранить в тайне личный ключ;

обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или модификации (изменения);

не использовать личный ключ, если соответствующий ему открытый ключ отозван или срок действия этого открытого ключа истек;

отозвать открытый ключ в случае, если тайна соответствующего ему личного ключа нарушена.

В случае неисполнения владельцем личного ключа обязанностей, указанных в части второй настоящей статьи, на него возлагается возмещение причиненного вследствие этого вреда.

Статья 26. Открытый ключ. Карточка открытого ключа и сертификат открытого ключа

Открытый ключ вырабатывается на базе личного ключа с использованием сертифицированного средства электронной цифровой подписи.

Владельцем открытого ключа являются организация или физическое лицо, являющиеся владельцем личного ключа, на базе которого выработан этот открытый ключ.

Принадлежность открытого ключа владельцу личного ключа удостоверяется путем постановки на карточке открытого ключа собственноручной подписи представителя и оттиска печати владельца личного ключа, являющегося организацией, или собственноручной подписи владельца личного ключа, являющегося физическим лицом.

Сертификат открытого ключа подписывается электронной цифровой подписью поставщика услуг, издавшего этот сертификат открытого ключа.

Карточка открытого ключа и сертификат открытого ключа должны содержать:

значение открытого ключа;

информацию, однозначно идентифицирующую организацию или физическое лицо, являющиеся владельцем открытого ключа;

информацию о сроке действия открытого ключа.

В карточке открытого ключа и сертификате открытого ключа может содержаться и иная информация.

Форматы карточки открытого ключа и сертификата открытого ключа устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Пользователем открытого ключа являются организация или физическое лицо, которым владельцем открытого ключа или уполномоченным им лицом предоставляется открытый ключ для проверки электронной цифровой подписи.

Статья 27. Распространение открытого ключа и его отзыв

Распространение открытого ключа осуществляется в целях обеспечения получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами открытого ключа, который требуется для проверки электронной цифровой подписи.

Открытый ключ распространяется владельцем личного ключа или уполномоченным им лицом.

Распространение открытых ключей государственных органов и других государственных организаций осуществляется через Государственную систему управления открытыми ключами.

Распространение открытого ключа должно осуществляться способом, обеспечивающим возможность доказательства принадлежности открытого ключа его владельцу.

Оказание услуг по распространению открытых ключей осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Владелец открытого ключа имеет право отозвать открытый ключ. Владелец открытого ключа должен осуществить отзыв открытого ключа способом, позволяющим пользователям этого открытого ключа получить информацию об его отзыве.

Статья 28. Деятельность поставщиков услуг

Поставщики услуг осуществляют свою деятельность с применением технических, программных и программно-аппаратных средств, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Поставщики услуг независимо от формы собственности могут быть аккредитованы в Государственной системе управления открытыми ключами в порядке, предусмотренном частями пятой и шестой статьи 29 настоящего Закона.

Статья 29. Государственная система управления открытыми ключами

Государственная система управления открытыми ключами предназначена для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах и их владельцах в Республике Беларусь и представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней поставщиков услуг.

Основными функциями Государственной системы управления открытыми ключами являются:

регистрация владельцев личных ключей;

издание, распространение и хранение сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов открытых ключей;

создание и сопровождение баз данных действующих и отозванных сертификатов открытых ключей;

внесение сертификатов открытых ключей в базу данных действующих сертификатов открытых ключей;

обеспечение доступности баз данных действующих и отозванных сертификатов открытых ключей;

отзыв сертификатов открытых ключей;

достоверное подтверждение принадлежности открытого ключа определенным организации или физическому лицу;

хранение карточек открытых ключей.

Сертификаты открытых ключей, изданные в Государственной системе управления открытыми ключами, обязательны к применению при обращении электронных документов во всех государственных информационных системах, а также в иных информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Порядок функционирования Государственной системы управления открытыми ключами определяется Положением о Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь, утверждаемым Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Аккредитацию поставщиков услуг в Государственной системе управления открытыми ключами и контроль за соблюдением условий аккредитации осуществляет Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.

Условия аккредитации поставщиков услуг в Государственной системе управления открытыми ключами, порядок проведения аккредитации и осуществления контроля за соблюдением ее условий устанавливаются Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь обеспечивает взаимодействие Государственной системы управления открытыми ключами с поставщиками услуг иностранных государств.

Статья 30. Признание иностранного сертификата открытого ключа

Иностранный сертификат открытого ключа, соответствующий требованиям законодательства иностранного государства, в котором этот сертификат издан, признается на территории Республики Беларусь в случаях и порядке, определенных международным договором Республики Беларусь, предусматривающим взаимное признание сертификатов открытых ключей или другой способ придания юридической силы иностранным электронным документам.

Сертификат открытого ключа, изданный поставщиком услуг иностранного государства, аккредитованным в Государственной системе управления открытыми ключами, признается на территории Республики Беларусь.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. Признание утратившими силу закона Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном документе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/132);

статью 27 Закона Республики Беларусь от 29 июня 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235);

статью 27 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259).

Статья 32. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через год после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 32, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко