Анализ состояния рынка услуг передачи данных

Анализ рынка услуг 
передачи данных в 2015 году

Развитие сектора услуг передачи данных зависит от комплекса факторов и, прежде всего, наличия соответствующей нормативной правовой базы, взаимодействия операторов услуг передачи данных и пользователей их услуг, состояния экономики республики в целом.

Основные количественные показатели интернет-инфраструктуры Республики Беларусь за 2015 год

Внешний интернет-шлюз, Гбит/с

803

Количество абонентов всех видов передачи данных, млн.

11,149

Количество абонентов сети передачи данных с выходом
в Интернет, млн.,

    в том числе:

10,300

    количество абонентов стационарного доступа в сеть, млн.

2,910

    количество абонентов беспроводного доступа в сеть, млн.

7,379

Количество абонентов стационарного широкополосного доступа, млн.

2,903

Количество абонентов беспроводного широкополосного доступа, млн.

5,725

Количество точек общественного широкополосного доступа Wi-Fi (РУП «Белтелеком»), тыс. шт.

375

Количество абонентов сети Интернет на 1000 человек населения в Республике Беларусь по итогам 2015 года составило 1084 абонента (физических и юридических лиц).

Наиболее динамично развивающимися услугами электросвязи в настоящее время являются услуги широкополосного доступа (далее – ШПД) в сеть Интернет. В структуре абонентов всех видов передачи данных с выходом в сеть Интернет в 2015 году доля абонентов ШПД составила 84% (в 2014 г. – 80%). Количество абонентов ШПД достигло значения в 8,6 миллиона, увеличившись за 2015 год на 828 тысяч. Прирост обеспечен за счет увеличения количества абонентов беспроводного сегмента ШПД на 608 тысяч (темп роста по итогам 2015 года составил 111,8% к 2014 году) и абонентов стационарного ШПД – на 220 тысяч (темп роста – 108% к 2014 году).

Проникновение широкополосного доступа в сеть Интернет (стационарного и беспроводного) по абонентам-физическим лицам по итогам 2015 года составило 82% к общей численности населения.

На начало 2016 г. суммарная пропускная способность внешнего канала доступа в сеть Интернет составила 803 Гбит/с.

Доля домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры, по итогам 2015 г. составила 63,1% к общему числу домашних хозяйств, увеличившись за 2015 год более чем на 3 процентных пункта; удельный вес населения (в возрасте 6 лет и старше), пользующегося услугами сети Интернет, составил 62,2% и также увеличился более чем на 3 процентных пункта.


Анализ возрастной структуры абонентов свидетельствует, что в настоящее время, как и в предыдущие годы, сохраняется актуальность обеспечения прироста абонентов передачи данных за счет привлечения возрастных групп 55 – 64 и старше 65 лет.

По данным статистики о характере распределения пользователей сети Интернет по месту проживания, следует отметить, что так называемый «цифровой разрыв» между пользователями услуг городских и сельских населенных пунктов не сократился по отношению к 2014 году. Удельный вес «сельских пользователей» составил 47,4% от общего количества пользователей и по-прежнему на 20 процентных пунктов отстает от «городских пользователей» (67,5%).

 

Количество операторов электросвязи, оказывающих услуги передачи данных, снизилось по отношению к 2014 году. По итогам 2015 года лицензию на деятельность в области электросвязи с правом оказания услуг передачи данных имели 167 организаций (в 2014 г. – 174 организации). Средний показатель качества услуг передачи данных 47 крупнейших интернет-провайдеров Республики Беларусь, по сведениям интернет-сайта «www.providers.by», оценен пользователями в 2,9 балла по пятибалльной шкале, что хуже значения  2014 года на 0,4 процентного пункта.

В связи с возрастающей конкуренцией высока вероятность активизации характерных экономических процессов укрупнения бизнеса операторов электросвязи путем слияний (поглощений). Кроме того, для устойчивой работы в данных условиях операторам следует уделить внимание поиску новых точек роста с учетом потребностей рынка, оптимизации тарифных планов и предоставлению новых видов и пакетов услуг, повышению качества.

Международные сравнения

Согласно докладу Международного союза электросвязи (далее – МСЭ) об измерении информационного общества, опубликованному в 2015 году (International Telecommunication Union. Measuring the Information Society Report 2015. Geneva, 2015) и подготовленному на основе официальной статистической информации за 2014 год, значение индекса развития информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) Республики Беларусь со времени публикации предыдущего доклада увеличилось с 6,89 до 7,18, что соответствует 36 позиции в мировом рейтинге из 167 стран (в 2014 году – 38 позиция, в 2013 году – 41 позиция; в 2010 году – 50 позиция).

Кроме того, Беларусь вошла в десятку стран мира по темпу роста значения индекса развития ИКТ и заняла 1 место среди государств региона СНГ по уровню развития ИКТ. Также следует отметить, что в указанном докладе МСЭ относит Республику Беларусь к числу стран с высоким уровнем развития ИКТ.

 

Европа

Рейтинг ИКТ

Азиатско-тихоокеанский регион

Рейтинг ИКТ

Северная и Южная Америки

Рейтинг ИКТ

Дания

2

Корея (Респ.)

1

США

15

Исландия

3

Гонконг (Китай)

9

Канада

23

Соединенное королевство

4

Япония

11

Барбадос

29

Швеция

5

Австралия

13

Уругвай

49

Люксембург

6

Новая Зеландия

16

Аргентина

52

Арабские государства

Рейтинг ИКТ

Страны СНГ

Рейтинг ИКТ

Африка

Рейтинг ИКТ

Бахрейн

27

Беларусь

36

Маврикий

73

Катар

31

Россия

45

Сейшельские острова

87

ОАЭ

32

Казахстан

58

ЮАР

88

Саудовская Аравия

41

Молдова

66

Кабо-Верде

96

Кувейт

46

Азербайджан

67

Гана

109

По данным вышеуказанного ежегодного отчета МСЭ пропускная способность международных интернет-каналов увеличилась к 2015 году до 142,5 кбит/с на одного пользователя (94,8 кбит/с в 2013 году). Значение данного показателя в Республике Беларусь практически соответствует значению Германии (145,9 кбит/с). При этом в Российской Федерации этот показатель составляет 29,8 кбит/с, в Казахстане – 51,5 кбит/с.

Согласно докладу МСЭ по субиндексу стоимости стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет, который характеризует уровень доступности стационарного широкополосного доступа для пользователей, Республика Беларусь по итогам 2014 года находилась на 51 месте среди порядка 180 стран со стоимостью в 8,79 доллара США за стационарный безлимитный доступ на скорости 2 Мбит/с. Следует отметить, что в 2013 году по субиндексу стоимости стационарного широкополосного доступа Республика Беларусь находилась на 48 месте со стоимостью в 8,83 доллара США за стационарный безлимитный доступ на скорости 1 Мбит/с. Снижение на 3 позиции обусловлено, по нашему мнению, ростом тарифов на услуги передачи данных (102,7% и 104,5% для физических и юридических лиц соответственно) и замедлением роста ВНД на душу населения (6 723 тыс. долларов США в 2014 году и 6 720 тыс. долларов США в 2013 году, темп роста 100,04 процента).

Развитие сетевой инфраструктуры передачи данных

Развитие сетевой инфраструктуры передачи данных направлено на создание в республике современных сетей (как стационарного, так и беспроводного доступа) в целях наиболее полного соответствия потребностям пользователей услуг передачи данных и экономики в целом.

Основными услугами передачи данных, предоставляемыми операторами электросвязи, являются широкополосный доступ в сеть Интернет и IP-TV, требующие больших скоростей передачи. В связи с этим отдельные операторы для оказания услуг потребителям в рамках построения сетей используют концепцию построения сетей доступа FTTP, которая подразумевает доведение оптических волокон непосредственно до здания и позволяет осуществлять передачу данных со скоростью до 100 Мбит/с. РУП «Белтелеком» в рамках модернизации существующих стационарных сетей передачи данных для улучшения качества и объема предоставляемых услуг проводятся работы по подключению абонентов с применением технологии хPON.

В декабре 2015 г. в г.Минске запущена сеть электросвязи четвертого поколения, до конца 2016 г. сетью должны быть охвачены областные центры республики. Средняя скорость передачи информации в сети в г.Минске в январе 2016 г. составила 21 Мбит/с на пользователя, а максимальная достигла 112 Мбит/с.

Завершено строительство республиканского центра обработки данных (согласно международной классификации по требованиям к физической безопасности Tier III) для централизованного хранения государственных информационных ресурсов и предоставления услуг по хранению для иных субъектов хозяйствования.

На базе республиканского центра обработки данных и Единой республиканской сети передачи данных предусмотрено создание республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений, для размещения программно-технических средств, информационных ресурсов и информационных систем государственных органов, иных государственных организаций, а также хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

Создание республиканской платформы позволит обеспечить снижение затрат по размещению программно-технических средств, информационных ресурсов и информационных систем государственных органов и иных организаций, а также защиту информации от неправомерного доступа и иных неправомерных действий с момента ее поступления на республиканскую платформу и до момента ее передачи в соответствующую информационную систему или информационный ресурс.

Для обеспечения потребителям в полном объеме качественных услуг технологии облачных вычислений требуют дальнейшего развития сетей широкополосного доступа и, в первую очередь, решения вопросов доведения высокоскоростных каналов связи до конечного пользователя («последняя миля»).

Тарифная политика

Индексы тарифов на услуги передачи данных за рассматриваемый период составили 108,3% и 113,1% для физических и юридических лиц соответственно, при этом индексы тарифов на услуги связи составили 117,1% и 118,8% для указанных категорий абонентов. Следует отметить, что тарифы на услуги передачи данных не регулируются государством и формируются операторами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Удельный вес затрат в общих затратах юридических лиц на оплату услуг электросвязи составил 15,8% (в 2014 году – 15,9%). При этом удельный вес затрат на оплату доступа в сеть Интернет увеличился к значению 2014 года на 0,5 процентного пункта и составил 3,6% против 3,1% в 2014 году.

Тарифы РУП «Белтелеком» на услуги доступа к сети Интернет с гарантированной полосой пропускания для операторов электросвязи, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2015 году не изменились по отношению к 2014 году (например, 1 075 000 рублей в месяц при скорости доступа до 10 Мбит/с).

Актуализация законодательства

9 января 2015 г. вступили в силу изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об электросвязи», предусматривающие в том числе либерализацию отношений в области присоединения и взаимодействия сетей электросвязи, пропуска трафика, включая международный.

31 декабря 2015 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 542, которым внесены изменения и дополнения в отдельные законодательные акты, касающиеся вопросов развития информационно-коммуникационных технологий.

Продолжается реализация Указа Президента Республики Беларусь от 23 января 2014 г. № 46 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий», которым предусмотрено создание республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений для размещения программно-технических средств, информационных ресурсов и информационных систем государственных органов, иных государственных организаций, а также хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

Следует отметить, что государственным органам и организациям необходимо осуществить до 31 декабря 2018 г. поэтапный переход на использование ресурсов республиканской платформы в соответствии с планом перехода, утверждаемым Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь по согласованию с оператором и руководителем соответствующего государственного органа или организации.

Изменения в законодательстве Республики Беларусь о средствах массовой информации и по противодействию незаконному обороту наркотиков обусловили введение в республике в 2015 году ряда правовых решений, связанных с особенностями использования сети Интернет в связи с необходимостью обеспечения защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере, в частности:

  • порядок формирования и хранения сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах (их составных частей), размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, утвержден постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18 февраля 2015 г. № 6;
  • порядок ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет, Положение о котором утверждено совместным постановлением Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19 февраля 2015 г. № 6/8.

В феврале 2015 г. вступило в силу приложение к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 184 «О тарифах на услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования», предусматривающее установление предельного максимального тарифа на услуги по пропуску межсетевого трафика операторов сотовой подвижной электросвязи внутри страны через сети уполномоченных операторов электросвязи (РУП «Белтелеком», РУП «НЦОТ» и СООО «Белорусские облачные технологии»).

Также постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 24 июля 2015 г. № 44 «О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 184 и признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 16 марта 2010 г. № 54» актуализированы виды услуг электросвязи общего пользования, оказываемые физическим лицам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, на которые в соответствии с законодательством устанавливаются предельные максимальные тарифы (предоставление доступа к сети стационарной электросвязи с использованием оконечного абонентского устройства).

Отдельные показатели развития отрасли связи в целом

Основными услугами, формирующими вид деятельности «Связь», являются почтовые услуги, местная, междугородняя и международная телефонная связь, сотовая подвижная электросвязь, услуги передачи данных, трансляция телевизионных программ.

Структура основных услуг связи
(в процентах от общего объема доходов от услуг связи)

 

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Выручка на 1 среднесписочного работника, тыс. дол. США

33,5

46,5

52,1

42,0

Рентабельность продаж

17,4

18,1

19,2

19,5

Среднесписочная численность,
тыс. чел.

52,2

47,5

45,4

43,1

Используемые материалы: Статистический бюллетень «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь в 2015 году», Статистический справочник «Беларусь в цифрах, 2016 год», отчет Международного союза электросвязи «Измерение информационного общества, 2015 год», информация Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь, интернет-источники.