Анализ состояния рынка услуг передачи данных

«Анализ рынка услуг передачи данных в 2014 году».

Развитие сектора услуг передачи данных определяется комплексом факторов и, прежде всего, наличием необходимой нормативной правовой базы, взаимодействием операторов услуг передачи данных и пользователей их услуг, наличием устойчивого роста экономики в целом.

Основные количественные показатели интернет-инфраструктуры Республики Беларусь за 2014 год

Внешний интернет-шлюз, Гбит/с

783

Количество абонентов сети передачи данных (в том числе физических лиц), млн.

10, 527

Количество абонентов сети передачи данных с выходом в Интернет, млн.,

в том числе:

9, 691

количество абонентов стационарного доступа в сеть, млн.

2, 690

количество абонентов беспроводного доступа в сеть, млн.

6, 960

Количество абонентов сети Интернет на 1000 человек населения

1 022

Количество абонентов стационарного широкополосного доступа, млн.

2,684

Количество абонентов беспроводного широкополосного доступа, млн.

5,117

Количество точек общественного широкополосного доступа на Wi-Fi, тыс. шт.

302,5

 

Количество абонентов сети Интернет на 1000 человек населения
в Беларуси неуклонно растет. Так, с 2010 года данный показатель увеличился почти в 2 раза с 573 абонентов (физических и юридических лиц) до 1022 по итогам 2014 года.

На начало 2015 года доля домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры, составила почти 60% к общему числу домашних хозяйств, увеличившись за 2014 год на 5,5 процентных пункта; удельный вес населения (в возрасте 6 лет и старше), пользующегося услугами сети Интернет составил 59%.

Количество операторов электросвязи, оказывающих услуги передачи данных, в 2013 – 2014 гг. оставалось практически неизменным: 177 – в июне 2013 г., 178 – в июле 2014 г., по итогам 2014 года лицензию на деятельность в области электросвязи с правом оказания услуг передачи данных имели 174 организации. Средний показатель качества услуг передачи данных 48 крупнейших интернет-провайдеров Республики Беларусь, по сведениям интернет-сайта «www.providers.by», оценен пользователями в 3,3 балла по пятибалльной шкале.

В настоящее время услуги широкополосного доступа (далее – ШПД) в Интернет являются одними из наиболее динамично развивающихся услуг. В структуре абонентов всех видов передачи данных с выходом в сеть Интернет в 2014 году доля абонентов ШПД составила 80%. Проникновение ШПД в сеть Интернет (стационарного и беспроводного) по абонентам-физическим лицам в Республике Беларусь по итогам 2014 года составило 74,8% к общей численности населения.

Общее количество абонентов ШПД достигло значения в 7,8 миллиона, увеличившись за 2014 год более чем на 700 тысяч. Прирост обеспечен за счет увеличения количества абонентов беспроводного сегмента ШПД на 818 тысяч (темп роста по итогам 2014 года составил 119% относительно 2013 года, как по физическим лицам, так и по юридическим).

На фоне роста сектора широкополосного доступа в целом, следует отметить снижение общего количества абонентов-физических лиц стационарного ШПД – 95,6% к уровню 2013 года, что свидетельствует о предпочтениях абонентов в выборе многофункциональных оконечных абонентских устройств для беспроводного доступа к сети Интернет (смартфоны, планшеты) и, соответственно, востребованности в получении услуг доступа в сеть Интернет в любое время и в любом месте.

Рост абонентов-юридических лиц стационарного ШПД по-прежнему сохраняет положительную  динамику – 113,5% к итогу 2013 года.

Увеличение количества широкополосных подключений сказывается на ширине внешнего канала доступа в сеть Интернет. На начало 2015 года его суммарная пропускная способность составила 783 Гбит/с, увеличившись в целом за 5 лет почти в 12 раз.

Анализ возрастной структуры абонентов свидетельствует, что в настоящее время наиболее актуальным является обеспечение прироста абонентов передачи данных путем охвата населения возрастных групп: 55 – 64 года и старше 65 лет.

По данным статистики о характере распределения пользователей сети Интернет по месту проживания удельный вес «сельских пользователей» (44,5%) практически на 20 процентных пунктов отстает от «городских» (64,4%), что указывает на наличие «цифрового разрыва» и, соответственно, на потенциал роста в данном абонентском сегменте.

Международные сравнения

В отчете Международного союза электросвязи «Измерение информационного общества, 2014 год» Беларусь по индексу развития информационно-коммуникационных технологий (IDI) поднялась на 5 пунктов и заняла по итогам 2013 года 38 место из 166, опередив все страны СНГ. Международными экспертами в очередной раз отмечается Беларусь как одна из девяти экономик мира с наибольшими изменениями по показателям доступа ИКТ, отражающими технический уровень развития современной инфраструктуры в стране.

Европа

Рейтинг ИКТ

Азиатско-тихоокеанский регион

Рейтинг ИКТ

Северная и Южная Америки

Рейтинг ИКТ

Дания

1

Корея (Респ.)

2

США

14

Швеция

3

Гонконг (Китай)

9

Канада

23

Исландия

4

Япония

11

Барбадос

35

Соединенное королевство

5

Австралия

12

Уругвай

48

Норвегия

6

Сингапур

16

Сент-Киттс и Невис

54

Арабские государства

Рейтинг ИКТ

Страны СНГ

Рейтинг ИКТ

Африка

Рейтинг ИКТ

Бахрейн

27

Беларусь

38

Маврикий

70

ОАЭ

32

Россия

42

Сейшельские острова

75

Катар

34

Казахстан

53

ЮАР

90

Саудовская Аравия

47

Молдова

61

Кабо-Верде

93

Оман

52

Азербайджан

64

Ботсвана

104

Увеличилась скорость передачи данных. К настоящему времени, по данным измерений компании Ookla с 28 июня по 27 июля 2015 г., средняя скорость загрузки интернет-трафика по Беларуси составила 20,4 Мбит/с, соответствующая 52 месту из 200 измеряемых стран, и что существенно лучше прошлых оценок (в 2013 году в рейтинге Ookla Беларусь занимала лишь 80-90-е позиции). При этом следует отметить, что средняя скорость загрузки интернет-трафика с использованием мобильных сетей составила только 8,4 Мбит/с, что соответствует 68 месту.

По данным вышеуказанного ежегодного отчета Международного союза электросвязи по итогам 2013 года пропускная способность внешнего канала доступа в сеть Интернет в расчете на одного интернет пользователя в Республике Беларусь, составляя порядка 95 кб/с, превышала аналогичные показатели по таким странам, как: Италия (89,8 кб/с, 36 место в рейтинге ИКТ), США (64,1 кб/с, 14 место в рейтинге ИКТ) и Казахстан (49,8 кб/с, 53 место в рейтинге ИКТ).

В 2013 году по субиндексу стоимости стационарного широкополосного доступа Республика Беларусь находилась на 48 месте среди 165 стран со стоимостью в 8,83 доллара США за стационарный безлимитный доступ на скорости 1 Мбит/с.

При этом можно обозначить, что, как следует из исследований МСЭ, индекс ИКТ и стоимость услуг имеют устойчивую обратную корреляцию между собой, т.е. высокие значения индекса ИКТ в целом связаны с относительно низкой стоимостью услуг и наоборот. В связи с чем выполнение Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 – 2015 гг., основным результатом успешной реализации которой должно стать повышение к 2015 году позиций Республики Беларусь в рейтинге европейских государств по системам оценок МСЭ и Организации Объединенных Наций (вхождение в тридцатку ведущих стран мира), зависит не только от количественных показателей развития, но и от сбалансированности предлагаемых тарифов. А с учетом того что многие страны достигли насыщения по индексу ИКТ с точки зрения готовности к развитию и переходят к этапу интенсивного использования коммуникационных технологий, конкуренция между странами за размещение в лидирующих позициях формируемого МСЭ рейтинга будет достаточно высока.

Развитие сетевой инфраструктуры передачи данных

Развитие сетевой инфраструктуры передачи данных направлено на создание в республике современных сетей (как стационарного, так и беспроводного доступа) в целях наиболее полного соответствия потребностям пользователей услуг передачи данных и экономики в целом.

В рамках модернизации существующих стационарных сетей передачи данных для улучшения качества и объема предоставляемых услуг проводятся работы по подключению абонентов с применением технологии хPON. По состоянию на 1 января 2015 г. их количество составило порядка 300 тысяч. Осуществлялось строительство сетей доступа на основе Ethernet-технологии с установкой Ethernet-коммутаторов.

Отдельное внимание уделяется развитию широкополосного доступа в сельских населенных пунктах, учреждениях образования, которое направлено на устранение существующего «цифрового разрыва» между городским и сельским населением. Всего за 2011 – 2014 гг. в сельской местности введено в эксплуатацию порядка 3 тысяч узлов широкополосного доступа.

В июле 2014 г. завершены работы по созданию опорной сети передачи данных для Единой республиканской сети передачи данных, объединившей 40 населенных пунктов республики (6 областных и 34 районных центра). Основа опорной сети – высокоскоростная магистральная сеть DWDM, которая может обеспечивать передачу данных со скоростью до 4 Тбит/с с возможностью ее двукратного увеличения.

В рамках развития услуг передачи данных с использованием технологий беспроводного широкополосного доступа операторами сотовой подвижной электросвязи стандарта GSM продолжается работа по развертыванию в республике сетей третьего поколения (3G), позволяющих предоставлять клиентам высокоскоростной доступ в сеть Интернет, мобильное телевидение и другие сервисы. В целом по республике на конец 2014 года насчитывалось более 6 тысяч базовых станций сетей сотовой подвижной электросвязи стандарта UMTS.

В соответствии с законодательством предусмотрена реализация инвестиционного проекта по проектированию, строительству и эксплуатации единой сети сотовой подвижной электросвязи
по технологии LTE (внедрение услуг сотовой подвижной электросвязи четвертого поколения – 4G). Запланированные на 2015 год строительство и ввод в эксплуатацию данной сети позволят расширить перечень услуг электросвязи, предоставляемых абонентам, улучшить их качество и потребительские характеристики, а также оказать влияние на повышение позиций Республики Беларусь в международных рейтингах, аккумулирующих данные по скорости доступа в Интернет.

Существующие в республике центры обработки данных, общая емкость хранения которых составляет 280 Тбайт, используются не только для коммерческих целей, но и для решения государственных
задач: функционирование общегосударственной автоматизированной информационной системы и электронного документооборота, размещение сайтов органов государственного управления, развитие национального сегмента сети Интернет. Начаты работы по строительству республиканского центра обмена данными для централизованного хранения государственных информационных ресурсов, предоставления услуг по хранению и для иных субъектов хозяйствования.

Тарифная политика

Следует отметить незначительность увеличения тарифов на услуги передачи данных (Интернет-связь) в 2014 году. Темп роста тарифов на услуги передачи данных за рассматриваемый период составил 102,7% и 104,5% для физических и юридических лиц соответственно, на фоне темпа роста тарифов на услуги связи в целом (123,6% и 113,9% для указанных категорий абонентов).

Удельный вес затрат юридических лиц на оплату услуг доступа в сеть Интернет составил 3,1% (услуг электросвязи в целом – 15,9%). При этом следует отметить, что тарифы на услуги передачи данных
не регулируется государством, а формируются операторами данных услуг самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Тарифы РУП «Белтелеком» на услуги доступа к сети Интернет с гарантированной полосой пропускания для операторов электросвязи, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2014 году снизились по отношению к уровню 2013 года. Например, соответствующий тариф при скорости доступа до 10 Мбит/с в марте 2013 г. составлял 2 150 780 рублей в месяц, а через год – 1 075 000 рублей
в месяц, при этом следует отметить, что столько же данный тариф составляет и в настоящее время.

Актуализация законодательства

9 января 2015 г. вступили в силу изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об электросвязи» (подписан 1 июля 2014 г.), предусматривающие, в том числе либерализацию отношений
в области присоединения и взаимодействия сетей электросвязи, пропуска трафика включая международный.

Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 2014 г. № 46 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий» предусмотрено создание республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений, для размещения программно-технических средств, информационных ресурсов и информационных систем государственных органов, иных государственных организаций, а также хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

Республиканская платформа создается и размещается на базе республиканского центра обработки данных и ЕРСПД и представляет собой программно-технический комплекс для распределенной обработки данных, реализующий технологии облачных вычислений и обеспечивающий взаимодействие с внешней средой.

Государственным органам и организациям необходимо осуществить до 31 декабря 2018 г. поэтапный переход на использование ресурсов республиканской платформы в соответствии с планом перехода, утверждаемым Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь по согласованию с оператором и руководителем соответствующего государственного органа или организации.

Приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 28 марта 2014 г. № 26 утверждено Положение об основах использования государственными органами и организациями республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений, которое включает:

порядок создания и функционирования на базе республиканского центра обработки данных и единой республиканской сети передачи данных республиканской платформы;

порядок перехода государственных органов и организаций
на использование ресурсов республиканской платформы;

порядок приобретения государственными органами и организациями товаров (работ, услуг) в сфере информационно-коммуникационных технологий для обеспечения их совместимости с программно-технической инфраструктурой республиканской платформы;

права и обязанности государственных органов и организаций
по использованию ресурсов республиканской платформы;

права и обязанности оператора республиканской платформы;

обеспечение защиты информации на республиканской платформе.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2014 г. № 1016 в январе 2015 г. постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. №184 «О тарифах на услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования» дополнено приложением, предусматривающим установление предельного максимального тарифа на услуги по пропуску межсетевого трафика операторов сотовой подвижной электросвязи внутри страны через сети уполномоченных операторов электросвязи (РУП «Белтелеком», РУП «НЦОТ» и СООО «Белорусские облачные технологии»).

Продолжается работа по инициированному в 2014 году Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь вопросу формирования нормативной правовой базы противодействия фроду.

Используемые материалы: Статистический бюллетень «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь в 2014 году», Статистический бюллетень «Транспорт и связь в Республике Беларусь» 2014 год, отчет Международного союза электросвязи «Измерение информационного общества» 2014 год, информация Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и Интернет-источников.