Понятие «лицензирование», подразумевающее наличие разрешительной политики государства относительно тех или иных видов деятельности предпринимателей, было введено в обиход отечественной науки предпринимательского права и административно-правовой науки в целом не столь давно.

В царской России не было понятия о лицензировании. Государственный контроль над предпринимателями не использовал таких методов. Единственный раз, когда подобная практика применялась в деятельности исполнительно-распорядительных органов в России периода правления Романовых, пришелся на период так называемой «континентальной блокады» (1811-1812 гг.), когда из-за конфликта Франции и Англии европейские страны ограничили торговлю с последней, фактически объявив ей бойкот. В России тогда предпринимателям выдавались особые «льготные письма», которые, по сути, представляли собой лицензии для торговли с Англией.

В Советском Союзе проблема лицензирования не стояла по простой причине – отсутствия частного предпринимательства как такового. Государственные предприятия же в лицензировании не нуждались – зачем государству лицензировать самое себя?

Введение лицензирования в Республике Беларусь было обусловлено переменами в характере воздействия государства на социально- экономические отношения. Проведение радикальной экономической реформы в стране объективно потребовало создания новой правовой основы для упорядочения активно развивающейся предпринимательской деятельности. Формирование национальной системы законодательства о лицензировании началось с Временного положения о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 г. № 386 (далее – Временное положение). В данном акте отсутствовало указание на критерии отнесения к числу лицензируемой той или иной деятельности. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требовалась лицензия, состоял из 77 наименований, а в качестве лицензирующих были определены 26 органов, среди которых присут­ствовали как республиканские и местные органы управления, так и субъекты, не являющиеся таковыми (Институт истории Академии наук и Аудиторская палата).

К числу достоинств указанного акта следует отнести установление единого срока для рассмотрения ходатайства о выдаче лицензии (30 дней – с момента подачи заявления, а в случае проведения экспертизы – 15 дней с момента получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления), минимального срока действия лицензии (5 лет), возмож­ности продления срока действия лицензии и обжалования в судебном порядке решения об отказе в выдаче лицензии, о лишении или о приостановлении её действия.

В течение срока действия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 г. № 386 во Временное положение неоднократно вносились изменения и дополнения.

Однако наряду с этими достаточно прогрессивными изменениями имели место негативные моменты. Так, постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 456 был утвержден новый перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии), а ранее действовавший перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 г. № 386, был признан утратившим силу. Количество лицензируемых видов деятельности на момент вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 456 увеличилось до 88, а лицензирующих органов — до 32. Впоследствии данное постановление 80 раз подвергалось корректировке, в результате чего число лицензируемых видов деятельности и лицензирующих органов к моменту утраты им юридической силы составило 162 и 50 соответственно.
14 июля 2003 г. Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. подписал Декрет № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Данный нормативный акт собрал все основополагающие нормы, касающиеся лицензирования: условия и порядок выдачи лицензий, уполномоченные органы государственного управления, требования, перечень лицензируемых видов деятельности. До этого законодательство в данной сфере было разрозненным. Так, лицензируемые виды были прописаны в 11 декретах, 15 указах, 24 кодексах, 26 законах и 89 постановлениях Правительства. К тому же документ утвердил единые требования и подходы к лицензированию для всех субъектов хозяйствования, а также фиксированную плату за выдачу разрешения в размере 90 евро.

Вторым принципиальным отличием нового документа стало существенное сокращение количества лицензируемых видов деятельности – со 165 до 49, а с учетом подвидов работ и услуг – с более 1,5 тыс. до 487.

Урезано и число органов госуправления, наделенных правом выдавать лицензии, – с 45 до 39.

С момента вступления в силу Декрета №17 в Беларуси действовала так называемая двухступенчатая система лицензирования. Это значит, что Положение о лицензировании отдельных видов деятельности закрепило общие вопросы лицензирования, а перечень лицензируемых видов деятельности утвержден Декретом. В то же время конкретные лицензионные требования и условия детализировались в постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, принятых практически по каждому лицензируемому виду деятельности.

С 1 января 2011 г. вступил в действие Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Указом отменено лицензирование 16 видов деятельности, 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется; объединены два вида деятельности в один. Указом утверждены Положение о лицензировании отдельных видов деятельности с прилагаемым перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, разработано таким образом, что оно содержит в себе и общие нормы о лицензировании, а также лицензионные требования и условия по всем лицензируемым видам деятельности и правила получения каждой из лицензий. По сути, данное Положение инкорпорировало в себя все постановления Совета Министров Республики Беларусь, которые до этого детализировали требования к соискателям конкретных лицензий, определяли процедуру проведения оценки и экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, а также закрепляли форму бланка лицензии и порядок его оформления.

Вопрос-ответ