Общие сведения

В последние годы западные специалисты уделяют особое внимание оценке воздействия на жизненно важные объекты своих стран и возможных последствий этих воздействий для политической, экономической, экологической и других сфер деятельности государства. Очевидно, что в условиях современного чрезвычайно интенсивного развития инфраструктуры ведущих зарубежных стран существует множество критически важных объектов, таких, например, как крупные гидротехнические сооружения, нефте-, газо-, продуктопроводы, сети АЭС, пункты хранения стратегических запасов нефти и газа, вредные химические производства, транспортные узлы, аэродромы и т.п., выведение из строя которых может привести к непредсказуемым тяжелым и даже катастрофическим последствиям.

В связи с этим в Соединенных Штатах Америки, Франции, Германии, Японии и других странах были проведены обширные исследования по выявлению таких объектов на территории США, Канады, Европы, представляющих угрозу для нормальной жизнедеятельности рассматриваемых стран в случае воздействия по ним безъядерного высокоточного оружия или в результате террористических (диверсионных) актов. Также прорабатывались варианты техногенных катастроф или разрушительных стихийных бедствий. В перечень выявленных критически важных объектов не включены традиционные типы военных объектов — ракетные базы и полигоны, авиационные базы, органы высшего военного управления, так как, по оценкам исследователей, эти объекты имеют достаточно высокую степень защищенности и практически являются малоуязвимыми от воздействия обычных средств поражения. Кроме того, даже вывод из строя подобных объектов существенно не нарушит системы жизнеобеспечения государства и его управляемость.

Главную угрозу для жизнедеятельности страны представляет выведение из строя объектов, приводящее к нарушению транспортных и энергетических систем, водоснабжения и др. в масштабах страны или отдельных районов. По результатам исследования на территории США и Канады выделено около 2 300 подобных объектов, в Германии — более 650, Франции — около 500, в Японии — до 700. При этом отмечается, что они обладают относительно низкой защищенностью и имеют большое количество уязвимых точек «несанкционированного доступа», воздействие на которые может привести фактически к полному параличу систем жизнедеятельности государства.

Защита критически важных объектов и их совокупности, которую принято называть критически важной инфраструктурой, или критической инфраструктурой, представляет собой одну из наиболее важных задач обеспечения нацтональной безопасности любой страны. Защита критически важных объектов включает проведение мероприятий, которые должны обеспечить их сохранение в случае различных воздействий природного или техногенного характера.

Вопросы безопасности критических инфраструктур в последнее время активно развиваются во всем мире. В рамках работ, проводимых в этой области в Республике Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 16.04.2013 № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 09.12.2019 № 449 «О совершенствовании государственного регулирования в области защиты информации») утверждено Положение о порядке отнесения объектов информатизации к критически важным объектам информатизации.

Указом определено понятие «критически важный объект информатизации» следующим образом: «критически важный объект информатизации – объект информатизации, который на основании критериев отнесения объектов информатизации к критически важным объектам информатизации и показателей уровня вероятного ущерба национальным интересам Республики Беларусь в политической, экономической, социальной, информационной, экологической и иных сферах включен в Государственный реестр критически важных объектов информатизации».

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в пределах своих полномочий:

  • определяет порядок технической и криптографической защиты информации, обрабатываемой на критически важных объектах информатизации, в том числе порядок проведения аудита систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации;
  • осуществляет ведение Государственного реестра критически важных объектов информатизации, а также предоставление сведений из него;
  • выносит письменные требования (предписания) об устранении организациями выявленных нарушений Положения о технической и криптографической защите информации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.04.2013 № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 09.12.2019 № 449 «О совершенствовании государственного регулирования в области защиты информации»), и иных нормативных правовых актов в сфере технической и криптографической защиты информации и (или) приостановление (прекращение) функционирования критически важного объекта информатизации;
  • разрабатывает проекты актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, и принимает такие акты по вопросам технической и криптографической защиты информации;
  • осуществляет иные полномочия в сфере технической и криптографической защиты информации в соответствии Положением о технической и криптографической защите информации, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.04.2013 № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 09.12.2019 № 449 «О совершенствовании государственного регулирования в области защиты информации»), и иными законодательными актами.

Порядок предоставления сведений из Государственного реестра критически важных объектов информатизации

Сведения о критически важных объектах информатизации, содержащиеся в реестре, предоставляются государственным органам и иным организациям в объеме, необходимом для выполнения возложенных на них законодательством задач и функций, в письменной форме или форме электронного документа.

Сведения из реестра предоставляются в виде выписок из реестра, содержащих запрашиваемые сведения, в течение десяти рабочих дней со дня получения обращения. В обращении должны быть указаны:

информация о заявителе (полное наименование, место нахождения, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, контактное лицо заявителя и его номер телефона);

основание для получения сведений (ссылка на акт законодательства, являющийся основанием для доступа к сведениям, находящимся в реестре); запрашиваемые сведения.

В случае отсутствия запрашиваемых сведений или невозможности их предоставления ОАЦ сообщает об этом заявителю в письменном виде в течение десяти рабочих дней с момента получения обращения.